Оборотень. Термин. История. Виды.

Перейти вниз

Оборотень. Термин. История. Виды.

Сообщение автор NovemberRain в Чт Июл 16, 2015 5:13 pm

О́боротень (белор. пярэварацень, укр. перевертень) — мифологическое существо, обладающее способностью превращаться (оборачиваться, перекидываться) из человека в животное или наоборот. Оборотень, принимающий образ волка, называется ликантроп, в славянской мифологии — волколак.

В мифологии:
Превращение человека в животное — очень распространённый сюжет в мифологиях разных народов мира. Так, в «Слове о полку Игореве» описывается захват Новгорода Всеславом Полоцким и битва на Немиге. Всеслав представлен колдуном и оборотнем. А в этнической культуре североамериканских индейцев обращение в животное-тотем племени является показателем высшего слияния с духом предка. В Скандинавии верили, что берсеркерыумеют перекидываться в медведей и волков. Богатырь русских былин Вольга Святославич оборачивался «левом-зверем», «рыбой-щучиной», «гнедым туром-золотые рога», «малым горностаюшком», «малою птицей-пташицей» и другими животными. В русском фольклоре Огненный змей может обращаться в красивого юношу и в этом качестве посещать женщин, а Кощей Бессмертный обладает способностью превращения в различных существ. В тюркской мифологии оборотни — гульябани упоминаются как злые личности, обитающие в безлюдных местах и пугающие путников.
В русских поверьях оборотнем также называли недоброго духа, который «мечется человеку под ноги», как предвестник беды[источник не указан 788 дней]. Причём появляется он всегда мельком, на бегу, и разглядеть его бывает очень трудно. В отличие от большинства поверий западных стран «русский» оборотень может обратиться не только в животных, но и в кусок палки, копну сена, клубок, камень. Перед превращением всегда бьётся о землю. Считалось, что подобный оборотень — это дитя, умершее некрещёным или вероотступник, душа которого «проказит поневоле». На Севере оборотня часто именовали кикиморой. Свойство оборотней приписывали домовому и ведьме[1]. Проклятые и некрещёные дети или ведьмы могли принимать разные вещественные виды и затем тоже оборачиваться в животных.

В славянской мифологии считалось, что оборотень — это превращённый колдуном в волка человек, и потому он мог сохранять полное сознание своей принадлежности к человеческому роду и только внешне походил на зверя (то есть русские оборотни были добрыми волками[источник не указан 616 дней]). Считалось, что вернуть ему прежний человеческий вид вполне реально: для этого следовало надеть на волколака снятый с себя пояс, в котором были сделаны узлы, при навязывании которых каждый раз произносилось «Господи, помилуй!». Облачившись в такой пояс, волколак тут же терял шкуру и представал в человеческом облике.
В художественном произведении Брема Стокера «Дракула» вампир является также оборотнем: граф предстаёт в нескольких обличьях: старик, молодой красивый человек, гигантская летучая мышьтуман и большая чёрная собака.
Считалось, что оборотни могут быть врождёнными и обратимыми. Врождённые — это те, кто несёт родовое проклятие или в случае, если беременная женщина неожиданно увидит волка или съест мясо животного, которого убил волк.
Преобразованные (обратимые) оборотни живут в берлогах, бегают в лесах, но сохраняют человеческий внутренний мир. Возвратиться к человеческому подобию обратимые оборотни могли естественным путём через несколько лет. Врожденные же всю жизнь проводили в семье как обычные люди, а по ночам, превратившись в волков, истребляли скот[источник не указан 616 дней]. По христианским взглядам, этот образ напоминал о необходимости иметь в своей душе Бога, никогда о нем не забывать, не грешить, чтобы не быть тяжело наказанным за сделанное зло.
Оборотни бывают двух видов: те, которые превращаются в зверей по своему желанию (с помощью колдовских заклинаний или иных магических ритуалов), и те, кто больны ликантропией — болезнью превращения в животных (с научной точки зрения ликантропия — психическое заболевание). Отличаются друг от друга они тем, что первые могут превращаться в животных в любое время дня и ночи, не теряя при этом способности мыслить по-человечески разумно, а другие только ночью (по большей части в полнолуние), помимо своей воли, при этом человеческая сущность загоняется глубоко внутрь, освобождая звериное начало. При этом человек не помнит, что он делал, будучи в зверином облике.
Согласно поверьям, оборотни могут обладать многими выдающимися способностями (превышающими возможности не только человека, но и животного): сверхъестественной силой, ловкостью и быстротой, долгой жизнью, ночным зрением и др.
Изначально считалось, что убить оборотня можно, нанеся ему смертельную рану, например поразив в сердце или отрубив голову. Раны, нанесённые оборотню в зверином обличье, остаются и на его человеческом теле. Таким способом можно изобличить оборотня в живом человеке: если рана, причинённая зверю, позднее проявится у человека — то этот человек и есть тот оборотень.
Настала ночь: ушел сотник с молодою женою в свою опочивальню; заперлась и белая панночка в своей светлице. Горько сделалось ей; стала плакать. Глядит: страшная черная кошка крадется к ней; шерсть на ней горит, и железные когти стучат по полу. В испуге вскочила она на лавку, — кошка за нею. Перепрыгнула на лежанку, — кошка и туда, и вдруг бросилась к ней на шею и душит её. С криком оторвавши от себя, кинула её на пол; опять крадётся страшная кошка. Тоска её взяла. На стене висела отцовская сабля. Схватила её и бряк по полу — лапа с железными когтями отскочила, и кошка с визгом пропала в тёмном углу. Целый день не выходила из светлицы своей молодая жена; на третий день вышла с перевязанною рукой. Угадала бедная панночка, что мачеха её ведьма и что она ей перерубила руку.
— Н. В. Гоголь «Майская ночь»
Оборотни с научной точки зрения:
Около 1 % всех обнаруженных рисунков «каменного века» представляют собой изображения гибридов животных и людей. У изображённых существ встречены звериные черты бизона, оленя, лошади, кошки, летучей мыши, кенгуру, облик птицы, ящерицы, рыбы. Самая древняя статуэтка подобного существа — человека с головой кошки была найдена в Германии и датируется 32 тысячами лет назад.
Изображения полулюдей-полуживотных, вероятно, символически подчёркивали реальные или желаемые качества или способности человека. Также могли обозначать важные перемены в социальном статусе древнего человека, например, обрядинициации. Предполагается связь этих химер с миром духов предков, первобытный анимизм.
Мифический образ оборотня мог возникнуть благодаря физиологическим нарушениям в человеческой природе. Задокументированы случаи «ликантропии» — психиатрического заболевания генетического происхождения, когда человек считает себя каким-либо диким животным, к примеру — волком. Другое генетическое отклонение, «врождённый гипертрихоз», вызывает обильный рост волосяного покрова на лице и верхней части туловища. Первое задокументированное описание гипертрихоза в одной мексиканской семье проведено в 1984 году группой из Университета Гвадалахары, под руководством Хосе Мария Канту. Исторически, рождённые с этим отклонением порой брались на работу в цирк, где выступали для развлечения публики в качестве «оборотней» или «человекообезьян»
Оборотни в культуре и искусстве:
Тема оборотней издавна присутствует в фольклоре разных народов[3][4], популярна в литературе, кинематографе[5]. Наибольшее распространение в искусстве получил образ оборотня-ликантропа, прочие образы встречаются реже.
Первым фильмом, который посвящён оборотням, является немой фильм «Оборотень», вышедший в 1913 году. После него последовало ещё несколько немых фильмов про оборотней. Первым фильмом с озвучкой был немецкий фильм «Le Loup Garou». В 1935 году студия Universal Pictures выпустила фильм «Лондонский оборотень», а в 1941 году — «Человек-волк». Эти фильмы обозначили многие стереотипы внешности и поведения кинематографических оборотней[6].
Известные разновидности оборотней:

  • Ликантроп — оборотень, принимающий волчий или подобный волчьему облик.

    • Волколак или волкодлак — ликантроп в славянской мифологии.
    • Вилктаки — ликантроп в литовской мифологии.
    • Вервольф — ликантроп в немецкой и англосаксонской мифологии.
    • Мардагайл — ликантроп в армянской мифологии.
    • Бисклаверт — ликантроп в бретонской традиции.
    • Ульфхеднар — дословно «волкоголовые» — человек, оборачивающийся волком в скандинавской мифологии.


  • Берсерк — человек-медведь в скандинавской мифологии.
  • Кицунэ — оборотень-лисица в японской мифологии.
  • Тануки — енотовидная собака.
  • Аниото — люди-леопарды.
  • Ругару — человек с волчьей головой или «гибрид» человека с собакой, свиньей, коровой или даже цыпленком (обычно белым).
  • Шелки — люди-тюлени в кельтской мифологии.


P.S: Источник - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%8C
P.P.S: Раздел "Оборотни с научной точки зрения" возможно содержит оригинальное исследование. Мне посчастливилось застать его в наличии, так как если никто не удосужиться добавить ссылки на источники, то с Википедии этот раздел могут убрать.


Последний раз редактировалось: NovemberRain (Вс Июн 12, 2016 6:28 pm), всего редактировалось 1 раз(а)
avatar
NovemberRain
Admin

Сообщения : 98
Дата регистрации : 2015-07-15
Откуда : Україна

Посмотреть профиль http://mystical-materials.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Ликантропия

Сообщение автор NovemberRain в Чт Июл 16, 2015 5:19 pm

Ликантро́пия (от др.-греч. λύκος — волк + ἄνθρωπος — человек) — мифическая или волшебная болезнь, вызывающая метаморфозы в теле, в ходе которых больной превращается в волка; один из вариантов териантропии. Наряду с волшебной ликантропией и териантропией существует реальное психическое заболевание — клиническая ликантропия, при которой больной считает себя волком, оборотнем или другим животным.
Согласно славянским поверьям, ликантропией заболевают те, кто надевают заколдованную волчью шкуру, а также дети. В современных произведенияхфэнтези ликантропия распространяется в основном через укус волколака. При этом заболевший ликантропией часто страдает; он может попасть во власть оборотня или колдуна, который его превратил; в других легендах он теряет контроль над собой в зверином обличье и может ненароком загрызть родных и близких. В большинстве рассказов о ликантропии больной не всегда сам может выбрать время и место трансформации, и поэтому есть риск превратиться в волка в неудобный момент, на виду у людей; или наоборот, существует риск не суметь вернуться в человеческий облик.
Греческие мифы говорят о Ликаоне — царе, предложившем Зевсу блюдо из человечины; разгневанный громовержец превратил Ликаона в волка.
P.S: Источник - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F
avatar
NovemberRain
Admin

Сообщения : 98
Дата регистрации : 2015-07-15
Откуда : Україна

Посмотреть профиль http://mystical-materials.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Волколак

Сообщение автор NovemberRain в Чт Июл 16, 2015 5:50 pm

Волкола́к (волкодла́к, укр. вовкулака) — в славянской мифологии оборотень, принимающий образ волка: это или колдун, принимающий звериный образ, или простой человек, чарами колдовства превращённый в волка.
С волколаками у славян связано представление о существах, пожирающих Солнце и Луну.
Этимология:
Название происходит от волк + длака; второе слово означает «шкура», церк.-слав. длака "волосы, шкура", серб. дла̏касловен. dláka. Слово «волколак» (с закономерными фонетическими вариациями) общеславянское: рус. волколакукр. вовкулакабелор. ваўкалакпольск. wilkołak (откуда лит. vilkolakis), чеш.vlkodlakсловацк. vlkolakсерб. вукодлакболг. вълколак, върколак (откуда греч. βρουκόλακας, βρυκόλακας и рум. pricolic).[1] Гипотетич. ст.-слав.влъкодлакъ. По другой версии, древняя форма названия волкодлака состояла из соединения названий волка и медведя (ср. литов. локис), как в тождественных по смыслу древнегерманских именах: др.-исл. Ulfbiorn, древневерхненем. Wulf-bero (ср. сочетание способностей становиться волком и медведем в ряду 12 превращений, описанных древнерусской книгой «Чаровник», запрещённой церковью)[2].



Разгневанный Зевспревращает Ликаона в волка.Хендрик Гольциус(нидерл. Hendrick Goltzius)

Считается, что с начала XIX века с легкой руки А. С. Пушкина распространилась искаженная (из волколак, вурколак) форма названия — вурдалак, которая скоро стала господствующей в литературном языке (подробнее см.: М. Фасмер. Этимологический словарь русского языка. Пер. с нем. и дополнения О. Н. Трубачёва. Т. 1. М.: Прогресс, 1964).
Подобия у других народов:
Подобен волколаку оборотень вервольф (от древнегерманского wer — человек и wolf — волк образовались немецкоеWerwolf и английское werewolf); а также испанский hombre lobo; французский loupgarou; итальянский lupo mannaro; португальский lobisomem; у древних римлян — faunus ficarius, у армян — мардагайл.
Верования в таких оборотней играют выдающуюся роль в народных сказаниях и распространены по всему земному шару, только в некоторых странах вместо волка являются другие хищные звери: в Ост-Индии — тигр, в Южной Америке — ягуар, в Африке — левгиена и т. п.; рассказы о них народов самых различных рас сходятся между собой даже в частностях. Известно, что в Древней Руси волколаком считали полоцкого князя Всеслава, который, из-за своей особенности становиться волком, получил прозвище — Чародей (белор. Усяслаў Чарадзей).
Южнорусские и украинские поверия:
По украинскому народному поверью, колдуны или ведьмы, желая кого-либо превратить в волка, набрасывают на него волчью шкуру и нашёптывают при этом волшебные слова.



Иногда колдун кладёт под порог избы пояс, скрученный из мочала; кто переступит через этот пояс, тот и превращается в волка и прежний человеческий образ может получить лишь тогда, когда чародейский пояс протрется и лопнет, или когда кто-нибудь наденет на него снятый с себя пояс, на который предварительно навязал узлы и при навязывании каждый раз говорил: Господи помилуй.
Сами колдуны и ведьмы, желая преобразиться в зверей, набрасывают на себя кольцо из мочала или кувыркаются через обручи.
Чтобы превратить свадебный поезд в стаю волков, колдун берёт столько ремней и мочал, сколько в поезде лиц, нашептывает над ремнями и мочалами заклятия, а потом подпоясывает ими по одиночке поезжан; подпоясанные тотчас становятся волколаком.
Против подобных чар можно действовать только чарами или заговорами, которые носят название оберегов. В Харьковской губернии народ так верил в силу этих оберегов, что не считал нужным, чтобы они произносились знахарем: их мог прочесть и всякий, исполняющий на свадьбе роль дружки.
На Украине различают волколаков двух родов. Волколаки, превращённые из простых людей, представляются существами не зловредными, а страждущими, несчастными, заслуживающими полного сострадания: они живут в берлогах, рыщут по лесам, воют по-волчьи, но сохраняют человеческий смысл. Волколак же, превращающиеся добровольно, особенно колдуны и ведьмы, не испытывают никаких страданий, используют превращение для своих целей; рыская волками по ночам, к рассвету они снова принимают человеческий образ. В этом различении весьма рельефно выступают два факта, к которым можно свести столь распространённые верования в волколака.
Волколаки страждущие — это представители особого вида умопомешательства, при котором больные воображают, что они превращены или могут превращаться в волков. Болезнь эта, известная под именем ликантропия, была распространена в Европе в Средние века; больные этого рода поныне встречаются в русских деревнях; подобная болезнь известна в Абиссинии и в Ассаме, только там роль волка играют гиена и тигр.
В поверьях же о волколаках зловредных видны отголоски мистических представлений, при которых волк является олицетворением враждебных силприроды. Южнославянские поверья связывают волколака с упырём (вампиром). По поверьям южных славян, волколак наводит голод, высасывает кровь излюдей и собак; иной раз принимает образ красивого парня и заставляет молодую вдову вступить с ним в брачную связь, и плодом этой связи являются дети, у которых, обыкновенно, не бывает костей. Каждый человек, находившийся при жизни в дружеских отношениях с вештицами (ведьмами), или злыми вилами, или дьяволами и умерший без покаяния, делается после смерти волколаком: некий дьявольский дух, входя в тело мертвеца, одушевляет его и вынуждает его причинять всевозможные несчастия человеку. Впрочем, и добродетельных людей ожидает иногда в загробной жизни судьба волколака. Это происходит тогда, когда через покойника, в то время как он лежит на столе, перебежит кошка, собака или курица. Поэтому южные славяне прогоняют этих животных из домов на все время, пока там находится покойник. В волколака превращаются также дети, рождающиеся от брачной связи волколака с женщиной, а также люди, которые навлекли на себя злобу и мщение колдуна или ведьмы. Тогда ночью является к ним злой дух с волчьей шкурой и приказывает её надеть; после этого они начинают по ночам рыскать волками, а с рассветом, сняв с себя волчью шкуру, снова принимают человеческий образ.
Исторические сведения:
Геродот приводит интереснейший текст о племени невров, который занимал умы многих исследователей:
Эти люди, по-видимому, колдуны. Скифы и живущие среди них эллины, по крайней мере, утверждают, что каждый невр ежегодно на несколько дней обращается в волка, а затем снова принимает человеческий облик
Это сообщение позволило проследить славянские представления об оборотнях-волках вглубь истории. Позднее, проведя аналогии с тотемными культами индейцев (в особенности племени квакиютль (совр. Канада)), учёные пришли к выводу о наличии среди невров культа волка.
В западнославянских землях известен племенной союз (племя) вильцев, что этимологизируется как «волки», известные также как лютичи «происходящие от лютого зверя, волка». На Пейтингеровой карте (маршрутный список племён и народов), составленной римлянами в I—V веках, севернее от «сарматов»venadi, которые живут севернее Карпат, располагаются lupiones «сарматы», что можно перевести с латинского языка как «волчьи».
Возможные образы:
Человек, которому суждено сделаться волколаком, не может при жизни своей отличаться хорошими качествами: злые силы управляют всеми его действиями, обучают его колдовству и вообще совращают его с пути истины. Он обыкновенно хитёр, мощен, замечательно безобразен и весьма счастлив во всех своих делах и предприятиях; умирает он мгновенно. Народная фантазия яркими красками рисует образ волколака: желтоватое, изрытое глубокими морщинами лицо; всклоченные, стоящие дыбом волосы; красные, налитые кровью глаза; покрытые кровью до локтей руки; железные зубы — чёрные как смоль; голубоватые усы и отвисшая кожа на теле — вот внешний вид волколака. Но когда ночью покидает он тёмную могилу, он или превращается в летучую мышь, или же принимает человеческий образ, сохранивши только свои железные зубы. Впрочем, после первого петуха он спешит возвратиться к себе в могилу. Чтобы избавиться от посещений волколака, его нужно убить в собственной могиле колом из боярышника. Но трудность выполнения этого средства заключается в том, как найти могилу волколака. В большинстве случаев, жители местности, в которой, благодаря посещениям волколака, появилась сильная смертность, берут молодого жеребца и вместе с ним отправляются на кладбище, где заставляют его переходить с могилы на могилу до тех пор, пока не заметят, что жеребец начинает пятиться от какой-либо могилы, делать прыжки в сторону и обнаруживать признаки страха. Это значит, что в могиле скрыто что-то страшное. Быстро приближаются селяне к этой могиле, окружая её со всех сторон, раскапывают, и если замечают, что тело мертвеца ещё не истлело, несмотря на то, что он уже давно похоронен, или же если мертвец имеет внешний вид, свойственный волколаку, то переворачивают его навзничь и между плеч вбивают кол из боярышника. Селяне спешат сжечь и труп волколака и кол, которым он был убит.



P.S: Источник - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%BA


Последний раз редактировалось: NovemberRain (Вс Июн 12, 2016 6:22 pm), всего редактировалось 1 раз(а)
avatar
NovemberRain
Admin

Сообщения : 98
Дата регистрации : 2015-07-15
Откуда : Україна

Посмотреть профиль http://mystical-materials.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вилктаки

Сообщение автор NovemberRain в Чт Июл 16, 2015 6:07 pm

Вилктаки — в литовской мифологии волки-оборотни, во многом схожие со славянскими волкодлаками и западноевропейскими вервольфами.

Свойства:
Вилктаками либо рождаются, либо становятся — после того, как колдун наведёт порчу. Вилктаком можно стать, перекувырнувшись через ивовый пень.
Вилктак внешне выглядит как волк, но зубы у него человеческие, а на груди белое пятно (след от шейного платка). Рана, нанесённая вилктаку в волчьем облике, остаётся и когда он превращается в человека. После убийства вилктака обнаруживают, что это был человек в волчьей шкуре (иногда с янтарём, чётками, обручальным кольцом).
Для людей опасны те оборотни, которые стали вилктаками по своей воле: они редко отказывают себе в удовольствии полакомиться человечиной. Некоторые из вилктаков становятся оборотнями лишь на время, утрачивая при этом дар речи, сохраняя при этом человеческий разум.
P.S: Источник - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BB%D0%BA%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%B8
avatar
NovemberRain
Admin

Сообщения : 98
Дата регистрации : 2015-07-15
Откуда : Україна

Посмотреть профиль http://mystical-materials.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вервольф

Сообщение автор NovemberRain в Чт Июл 16, 2015 6:14 pm

Вервольф - оборотень, способный превращаться в волка.
Из Википедии


Последний раз редактировалось: NovemberRain (Вс Июн 12, 2016 6:24 pm), всего редактировалось 1 раз(а)
avatar
NovemberRain
Admin

Сообщения : 98
Дата регистрации : 2015-07-15
Откуда : Україна

Посмотреть профиль http://mystical-materials.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Мардагайл

Сообщение автор NovemberRain в Чт Июл 16, 2015 6:23 pm

Мардагайл (арм. Մարդագայլ — «человек-волк») — человек-оборотень, обладающий способностью превращаться в волка. Считалось, что Бог, желая наказать какого-нибудь мужчину, заставляет его отведать предназначенную мардагайлу пищу (которая сыплется с неба, подобно граду). После этого на человека сходило проклятье и он становился мардагайлом (оборотнем). Он бродит ночью вместе с волками, пожирает трупы, похищает детей и раздирает их. Днём мардагайл сдирал с себя шкуру и принимал человеческий облик. По прошествии семи лет волчья шкура возвращается в небо, и мардагайл снова становится обычным человеком. С мардагайлом связывалось происхождение Млечного пути: когда Мардагайл[кто?] пыталась сожрать пришедшего к ней гостя, он ударил её кинжалом в грудь, и молоко из груди разбрызгалось по небу.
Внешний вид:
Внешне, скорее всего, напоминает европейского оборотнявервольфа или волколака. Тело покрыто волчьими волосами, сохраняются черты человека. Антропозооморфное существо. т.е есть черты как человека, так и зверя, в данном случае волка.

Появления в популярной культуре:

  • В одной из редакций карточной настольной игры Берсерк можно играть мардагайлом[1][2].

  • Мардагайлы — действующие лица в рассказе Влады Крапицкой Война во мраке[3].

  • Поваренная книга мардагайла[4] — рассказ в одноимённом сборнике фантастических рассказов[5].

  • В книге Гарри Поттер и Тайная комната говорится об армянском ведьмаке, который боролся с оборотнями[6][7].




P.S: Источник - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B9%D0%BB


Последний раз редактировалось: *Impossible*Admin (Чт Июл 16, 2015 6:55 pm), всего редактировалось 1 раз(а)
avatar
NovemberRain
Admin

Сообщения : 98
Дата регистрации : 2015-07-15
Откуда : Україна

Посмотреть профиль http://mystical-materials.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Кицунэ

Сообщение автор NovemberRain в Чт Июл 16, 2015 6:49 pm

Кицунэ (яп. ) — японское название лисы. В Японии существуют два подвида лис: японский рыжий лис (хондо кицунэ, обитающая на ХонсюVulpes vulpes japonica) и лис Хоккайдо (кита кицунэ, обитающая на Хоккайдо;Vulpes vulpes schrencki).


Фольклор:
В японском фольклоре эти животные обладают большими знаниями, длинной жизнью и магическимиспособностями. Главная среди них — способность принять форму человека; лис, по преданиям, учится делать это по достижении определённого возраста (обычно сто лет, хотя в некоторых легендах — пятьдесят). Кицунэ обычно принимают облик обольстительной красавицы, симпатичной молодой девушки, но иногда оборачиваются и мужчинами. Надо отметить, что в японской мифологии произошло смешение коренных японских поверий, характеризовавших лису как атрибут богаИнари (см например Легенду — «Лис-весовая гиря»[1]) и китайских, считавших лис оборотнями, родом, близким к демонам.
Другие возможности, обычно приписываемые кицунэ, включают способность вселяться в чужие тела, выдыхать или иначе создавать огонь, появляться в чужих снах, и способность создавать иллюзии столь сложные, что они почти неотличимы от действительности. Некоторые из сказаний заходят дальше, говоря о кицунэ со способностями искривлять пространство и время, сводить людей с ума, или принимать такие нечеловеческие или фантастические формы, как деревья неописуемой высоты или вторая луна в небе. Изредка кицунэ приписывают характеристики, напоминающие вампиров: они питаются жизненной или духовной силой людей, с которыми вступают в контакт. Иногда кицунэ описывают охраняющими круглый или грушевидный объект (хоси но тама, то есть «звёздный шар»); утверждается, что завладевший этим шаром может заставить кицунэ помогать себе; одна из теорий утверждает, что кицунэ «запасают» часть своей магии в этом шаре после превращения. Кицунэ обязаны сдерживать свои обещания, иначе им придётся понести наказание в виде снижения своего ранга или уровня силы.
Кицунэ связаны как с синтоистскими, так и с буддийскими верованиями. В синто кицунэ ассоциируются с Инари, божеством-покровителем рисовых полей и предпринимательства. Изначально лисы были посланниками (цукай) этого божества, но сейчас разница между ними настолько размылась, что Инари сам иногда изображается в виде лисы. В буддизме они получили известность благодаря популярной в IX—X веках в Японии школе тайного буддизма Сингон, одно из главных божеств которого, Дакини, изображалось ездящим по небу верхом на лисе.

В фольклоре кицунэ — это разновидность ёкая, то есть демона. В данном контексте слово «кицунэ» часто переводят как «лисий дух». Однако это не обязательно означает, что они не являются живыми существами или являются чем-то другим, нежели лисами. Слово «дух» в данном случае используется в восточном смысле, отражая состояние знания или озарения. Любой лис, который прожил достаточно долго, таким образом, может стать «лисьим ду́хом». Существуют два основных вида кицунэ: мёбу, или божественный лис, часто ассоциируемая с Инари, и ногицунэ, или дикий лис (дословно «полевой лис»), часто, но не всегда, описываемый как злой, имеющий злой умысел.
У кицунэ может быть до девяти хвостов. В целом, считается, что чем старше и сильнее лис, тем больше у него хвостов. Некоторые источники утверждают даже, что кицунэ отращивает дополнительный хвост каждые сотню или тысячу лет своей жизни. Однако, лисы, встречающиеся в сказках, почти всегда обладают одним, пятью, или девятью хвостами.
Когда кицунэ получают девять хвостов, их мех становится серебристым, белым, или золотым. Эти кюби но кицунэ(«девятихвостые лисы») получает силу бесконечной проницательности. Похожим образом в Корее говорится, что лис, прожившая тысячу лет, превращается в кумихо (Kumiho) (дословно «девятихвостый лис»), но корейский лис как правило изображается злым, в отличие от японского лиса, который может быть как благожелательным, так и недоброжелательным. В китайском фольклоре также есть «лисьи ду́хи» (хули-цзин), во многом схожие с кицунэ, включая возможность обладания девятью хвостами.
В некоторых историях кицунэ испытывают сложности с прятанием своего хвоста в человеческом обличье (обычно лисы в таких историях имеют всего один хвост, что может быть указанием на слабость и неопытность лиса). Внимательный герой может разоблачить обернувшегося человеком пьяного или неосторожного лиса, разглядев сквозь одежду его хвост.
Одним из знаменитых кицунэ также является великий дух-хранитель Кюби. Это дух-хранитель и защитник, помогающий юным «заблудшим» душам на их пути в текущей инкарнации. Кюби обычно остаётся ненадолго, лишь на несколько дней, но в случае привязанности к одной душе, может сопровождать её годами. Это редкий тип кицунэ, награждающий нескольких счастливчиков своим присутствием и помощью. Кьюби могут управлять явлениями природы, временем и уводить людей в иные миры, откуда те вскоре возвращаются глубокими стариками. Но, как правило, такие лисы редко вредят людям.
В японском фольклоре кицунэ часто описываются обманщиками, иногда при этом очень злыми. Кицунэ-обманщик используют свои магические силы для шалостей: те, что показываются в благожелательном свете, стремятся выбирать своими целями слишком гордых самураев, жадных купцов и хвастливых людей, в то время как более жестокие кицунэ стремятся мучить бедных торговцев, фермеров и буддийских монахов.
Ещё кицунэ часто описывают как любовниц. В подобных историях обычно присутствует юный мужчина и кицунэ, принявшая вид женщины. Иногда кицунэ приписывается роль соблазнительницы, но часто подобные истории скорее романтические. В таких историях юный мужчина обычно женится на красавице (не зная, что это лиса) и придаёт большое значение её преданности. Во многих таких историях присутствует трагический элемент: они заканчиваются обнаружением лисьей сущности, после чего кицунэ должна покинуть своего мужа.
Самая старая из известных историй о жёнах-лисицах, которая даёт фольклорную этимологию слова «кицунэ», в этом смысле является исключением. Здесь лиса принимает вид женщины и выходит замуж за мужчину, после чего эти двое, проведя нескольких счастливых лет вместе, заводят нескольких детей. Её лисья сущность неожиданно открывается, когда в присутствии многих свидетелей она пугается собаки, и, чтобы спрятаться, принимает свой истинный облик. Кицунэ готовится уйти из дома, но муж останавливает её, говоря: «Теперь, когда мы были несколько лет вместе и ты дала мне нескольких детей, я не могу просто забыть тебя. Пожалуйста, пойдём и поспим». Лиса соглашается, и с тех пор возвращается к своему мужу каждую ночь в образе женщины, уходя наутро в образе лисы. После этого её стали называть кицунэ — потому что в классическом японском кицу-нэ означает «пойдём и поспим», в то время как ки-цунэ означает «всегда приходящая».
Потомству браков между людьми и кицунэ обычно приписывают особенные физические и/или сверхъестественные свойства. Конкретная природа этих свойств, однако, сильно меняется от одного источника к другому. Среди тех, у кого, как считалось, есть подобные экстраординарные возможности — известный оммёдзи Абэ-но Сэймэй, который был ханъё (полудемоном), сыном человека и кицунэ.
Дождь, падающий среди ясного неба, иногда называют кицунэ-но ёмэири, или «свадьба кицунэ».

Разновидности:
Все виды лис можно разделить на «яко» 野狐 и «дзэнко» 善狐. «Дзэнко» – добра, а «яко» – зла. Но среди яко могут встречаться и добрые лисы, соответственно как и среди дзэнко - коварные кицунэ.

  • Куроко («чёрный лис») — кицунэ чёрного окраса.
  • Рэйко («призрачный лис»).


    • Кико («спиритический лис»).
    • Корио («преследующий лис»).


  • Куко («воздушный лис»).
  • Ногицунэ («дикий лис или злой дух лисы»).
  • Тэнко («небесный лис») — кицунэ старше 1000 лет.
  • Кюби-но-кицунэ («девятихвостый лис») — кицунэ имеющий 9 хвостов.

    • Гинко («серебряный лис») — кицунэ серебряного окраса.

    • Бякко («белый лис») — кицунэ, отличающийся белым окрасом.

    • Кинко («золотой лис»)— кицунэ, отличающийся золотым окрасом.




Другие значения:
Существует японское блюдо под названием кицунэ удон, разновидность супа удон, названная так потому, что, по преданиям, кицунэ питают особую нежность к жареному нарезанному тофу (абураагэ или усуагэ), содержащемуся в нём.
Kitsuné также название французского звукозаписывающего лейбла, специализирующегося в стилях хаусдиско и электро наряду с другими поп-стилями. Эта компания также является компанией моды. Её название соответствует разным её направлениям - как нескольким хвостам.


P.S: Источник - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D1%86%D1%83%D0%BD%D1%8D
avatar
NovemberRain
Admin

Сообщения : 98
Дата регистрации : 2015-07-15
Откуда : Україна

Посмотреть профиль http://mystical-materials.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Тануки

Сообщение автор NovemberRain в Чт Июл 16, 2015 7:01 pm

Тануки (яп.  или タヌキ) — традиционные японские звери-оборотни, символизирующие счастье и благополучие. Обычно описываются в виде енотовидных собак. Второй по популярности зверь-оборотень (первый — кицунэ). В отличие от кицунэ, образ тануки практически лишен негативной окраски. Считается, что тануки — большие любителисаке. Поэтому без его присутствия нельзя сделать хорошего сакэ. По этой же причине фигурки тануки, порой весьма большие, являются украшением многих питейных заведений. Они изображают тануки толстяком-добряком с заметным брюшком, из-под которого проглядывают признаки его мужского достоинства. Считается, что тануки может раздувать их до невероятных размеров. Бытует поверие, что если в шкуру тануки завернуть кусочек золота и поколотить, он также увеличится в размерах. Благодаря этому тануки почитается не только как покровитель питейных заведений, но и как покровитель торговли. Особенно большое количество историй о тануки можно найти на острове Сикоку, что связано с отсутствием на этом острове лис. Народная легенда объясняет это тем, что в прошлом все лисы были изгнаны с острова основателем СингонаКукаем[1].


P.S: Источник - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BD%D1%83%D0%BA%D0%B8
avatar
NovemberRain
Admin

Сообщения : 98
Дата регистрации : 2015-07-15
Откуда : Україна

Посмотреть профиль http://mystical-materials.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Аниото

Сообщение автор NovemberRain в Чт Июл 16, 2015 7:05 pm

Не следует путать с Аниота.
Аниото — вымышленное существо, человек-леопард.
В поверьях коренного населения Конго и Нигерии разновидность оборотня — леопарда способного превращаться в человека.
P.S: Источник - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%BE 
avatar
NovemberRain
Admin

Сообщения : 98
Дата регистрации : 2015-07-15
Откуда : Україна

Посмотреть профиль http://mystical-materials.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Ругару

Сообщение автор NovemberRain в Чт Июл 16, 2015 7:14 pm

Ругару, ругару (франц. Loup-garou (оборотень),[1] варианты: Rougarou, Roux-Ga-Roux, Rugaroo, Rugaru) — разновидность фольклорных оборотней, представляющая собой человека с волчьей головой или «гибриды» человека с собаками, свиньями, коровами или даже цыплятами (обычно белыми).
Ругару является частью фольклора франкофонных поселенцев в Луизиане. Среди вариантов этой легенды наиболее распространёнными являются такие:

  • Ругару становятся те, кто продал душу дьяволу.

  • Ругару преследует непослушных детей. Либо католиков, нарушивших пост (по одной из версий, человек, семь лет подряд не соблюдавший пост, становится ругару).

  • Ругару проклят на 101 день. По истечении этого срока проклятие перемещается на человека, чью кровь ругару испил. При этом днём существо выглядит как человек и, хотя ведёт себя странновато, пытается скрыть своё состояние.

  • Чтобы убить ругару, достаточно заколоть его ножом, пристрелить или сжечь. Но есть способ спасти человека от этого проклятия — в некоторых версиях легенды, ругару превращается обратно в человека, если пролить его кровь. Правда, в более мрачном варианте этой легенды, проливший кровь ругару, через год умирает.


По легенде, это существо бродит среди болот и лесов, что раскинулись между Акадианой и Новым Орлеаном. Чаще всего его описывают как человека с волчьей или собачьей головой. Ругару перевоплощаются не как оборотни — тело не трансформируется, а как бы выворачивается наизнанку, быстро, без каких-либо физических неудобств и боли. Прежде чем полностью превратиться, ругару выглядят как обычные люди. Но превратившись, приобретают невероятную силу, их кости меняются, и они становятся монстрами. В человеческом обличье Ругару хранит в себе звериную сущность, то есть легко поддаётся вспышкам гнева и держится на расстоянии от людей, хотя многое зависит от характера. Когда Ругару в зверином обличье, внутри него остаётся человек, он сохраняет человеческий разум и может контролировать животные желания, в итоге не «теряет голову», как оборотень. Ругару не преобразится, если не дать ему попробовать человеческой крови. Также ругару — наследственный ген, который передается от отца к ребенку. Ругару можно убить, если сжечь его. Некоторые исследователи связывают ругару с другим мифическим людоедом — вендиго (см. Ссылки), однако писатель Питер Меттисен утверждает, что эти легенды имеют не так уж много сходства. Если вендиго просто боялись, то ругару в некоторых местах поклонялись, связывая его с Матерью-Землей.

P.S: Источник - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%83%D0%B3%D0%B0%D1%80%D1%83
avatar
NovemberRain
Admin

Сообщения : 98
Дата регистрации : 2015-07-15
Откуда : Україна

Посмотреть профиль http://mystical-materials.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Шелки

Сообщение автор NovemberRain в Чт Июл 16, 2015 7:24 pm

Шéлки (Сéлкиангл. Selkie) — мифические существа из шотландского и ирландского фольклора (в Ирландии их называют роаны), морской народ, прекрасные люди-тюлени.Легенда имеет схожесть с русской сказкой(Царевна-Лягушка).
Внешний вид и поведение:
Внешне похожи на тюленей с карими глазами.Добрые,нежные и грациозные.Тюленьи шкуры позволяют им жить в море, однако они время от времени должны выныривать, чтобы глотнуть воздуха. По некоторым источникам, шелки — потомки людей, изгнанных в море за свои проступки. Вот почему их так тянет на сушу. Могут выходить из воды один раз в 9 ночей. Когда выходят из воды, сбрасывают с себя тюленью шкуру и принимают человеческое обличье,превращаясь по рассказам в темноволосых красавиц или юношей. Если парень или девушка найдёт сброшенную шелки шкуру, то может принудить шелку к супружеству. Дети от таких браков рождаются с перепонками между пальцев ног и обладают целительными способностями. Но такой брак, как и в случае с русалками, часто длится очень недолго.
Шелки часто сами ищут себе пару среди людей. Если молодой человек найдёт на берегу красную шапку, это означает, что им заинтересовалась шелка. И если он принимает предложение, то должен выйти на следующий день на закате к берегу, где ему явится шелка.
Шелки представляются как миролюбивые и добрые существа, но могут отомстить за обиды, вызывая шторм или переворачивая рыбацкие лодки.
Шелку можно вызвать, сев ночью на камень у воды и уронив в воду семь слезинок.
Сказка гласит, что некий рыбак шел по берегу и вдруг услышал звонкий смех. Он подкрался поближе и увидел купающихся в море молодых людей. Неподалеку на песке лежали тюленьи шкуры. Рыбак стащил одну из них.

Когда все остальные перекинулись в тюленей и уплыли, на берегу осталась одна прелестная девушка. Она умоляла рыбака отдать шкуру, но тот полюбил девушку с первого взгляда и взял её в жены.

Они стали жить вместе и были счастливы, но жену рыбака словно что-то тяготило: она порой с тоской поглядывала на море. Как-то младшая дочка спросила ее, что такое лежит в каменном сарае — такое серебристое, с коричневыми полосками. Женщина бросилась в сарай, схватила шкуру и устремилась к морю. Когда она отплывала от берега, навстречу ей попалась лодка, в которой сидел рыбак. Он поглядел на тюленя и узнал взгляд жены, но было уже поздно.




В искусстве:

P.S: Источник - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D0%B8

avatar
NovemberRain
Admin

Сообщения : 98
Дата регистрации : 2015-07-15
Откуда : Україна

Посмотреть профиль http://mystical-materials.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вендиго

Сообщение автор NovemberRain в Чт Июл 16, 2015 8:52 pm

Вендиго (англ. Wendigo) — дух-людоед в мифах оджибве и некоторых других алгонкинских племён[1][2][3][4]. Первоначально воспринимался как символ ненасытного голода и голодной зимы, впоследствии стал служить предостережением против любых излишеств человеческого поведения[1]. Племя иннуназывает это существо различными именами, среди которых Виндиго, Витиго, Витико и Вано.


Истоки мифа:
Истории о вендиго можно разделить на две категории. Одни утверждают, что вендиго был создан, когда отважный воин продал душу, чтобы отвести угрозу от своего племени. Когда угроза была устранена, он ушел в лесную чащу, и с тех пор о нём ничего не слышали. По другим легендам, вендиго постепенно терял человеческий облик из-за использования чёрной магии, помноженной на каннибализм[1]. Ещё превратиться в вендиго можно было в результате проклятия знахаря, укуса вендиго, встречи с ним лицом к лицу, или увидев его во сне. Как бы то ни было, вендиго стоит считать одним из самых опасных мифологических существ. Также есть теория, что вендиго — это существо, которое когда-то было человеком, но заблудившемся в лесу, или когда случается какой-либо катаклизм, человек на грани смерти от голода решается убить и съесть своего попутчика или друга. Однако после трапезы проходят недели, и человек теряет свой внешний облик, и наступает голод, который он может утолить только человеческим мясом, и больше он не может вернуться к нормальной жизни[5][1]. Вендиго не могут прожить без человеческого мяса, но пока превращение не дошло до конца и в них есть проблески сознания, многие прячутся в лесах, чтобы не причинить никому вреда, некоторые даже кончают жизнь самоубийством.

Описание:
Исходя из мифа эти существа высокие, с безгубым ртом и острыми зубами, а его силуэт похож на человеческий. Тела у них полупрозрачные. Несмотря на крайнюю худобу, вендиго отличаются ненасытностью[1]. Вендиго не похож на снежного человека, вопреки заблуждениям. Он выше нормального человеческого роста, очень худого телосложения[1]. Обычно они просто-напросто преследуют свою добычу, но иногда используют иной подход, свидетели утверждают, что Вендиго наслаждаются охотой. Одинокий путник, оказавшийся в лесу, начинает слышать странные звуки. Он оглядывается в поисках источника, но ничего не видит, кроме мелькания чего-то, что двигается слишком быстро, чтоб его мог засечь человеческий глаз. Спустя какое-то время мельтешение утихнет, и вендиго, возможно, тихо заревёт, потому что ему нравится активная охота. Своих жертв они заманивают свистом, который напоминает шелест ветра. И когда путник начинает в страхе убегать, Вендиго атакует. Он могуществен и силён, как никто другой. Может подражать голосам людей. Кроме этого Вендиго никогда не перестаёт охотиться: наевшись, они копят свои жертвы, оставляя их в своих темных и сырых пещерах.
Ему нет необходимости устраивать засады на свою жертву. Он быстрее и сильнее любого человека, однако он получает удовольствие от своих охотничьих игр. Считается, что вендиго не берёт обычное оружие, включая пули. Зверя можно убить только огнём.
Образ:
Возможно, образ вендиго сложился в сознании местных жителей вокруг факта необъяснимых исчезновений людей[1]Антропоморфность можно объяснить тем, что его никто никогда не видел, или фактами реальных случаев людоедства.[1]Вендиго — телесное воплощение метафизического духа зимней Стужи и Голода.

Упоминание в искусстве:
Кинематограф:
Фильмы:

  • Фильм «Ярость вендиго», 1996 год.

  • Фильм «Людоед» («Ravenous»). Тема вендиго является в нем основной.

  • Фильм «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света», 1999 год. (В этом фильме вендиго называют «ведьмой», однако описание внешности ведьмы и особенности её смерти говорят о том, что речь идёт именно о вендиго).

  • Фильм «Вендиго», 2001 год.

  • Фильм «Мёртвые птицы», 2004 год. (Термин «вендиго» в фильме не использован, но внешность и повадки безымянных монстров в этом фильме абсолютно совпадают с классическим описанием вендиго).

  • Также упоминается в фильмах Ларри Фесендена «Последняя зима» (англ. The Last Winter) и Гора Вербински «Одинокий рейнджер» (англ. The Lone Ranger).


Сериалы:

Мультфильмы:

  • «My little pony» (2 сезон , 11 серия); где упоминаются как духи зимы, которые питаются ненавистью: «чем больше ненависти, тем холоднее становится».

  • «Росомаха и люди х: начало», 7 серия.


Книги:

  • У английского писателя Элджернона Блэквуда есть повесть под названием «Вендиго», которая повествует о встречах охотников с этим фантастическим существом в лесах Канады. Повесть написана на основе охотничьего опыта самого автора, полученного в канадской глубинке. Повесть в свою очередь является расширенной версией более раннего рассказа автора (оба варианта переведены и изданы в России).



  • В романе Рика Янси «Ученик монстролога. Проклятие вендиго» (The Curse of the Wendigo) вендиго или Жёлтый Глаз — антропоморфный людоед, страдающий от вечного голода и от того пребывающий в вечной охоте. Отличительной чертой вендиго Янси является тяга к выдиранию глаз, сдиранию кожи с лица жертвы и пожиранию её сердца. Любопытно, что одним из персонажей романа выведен и сам Элджернон Блэквуд.



Игры:
Вендиго встречается в следующих видеоиграх:

Является «тотемом» и одноимённым названием племени Гару (оборотней) в настольной ролевой игре «Werewolf: The Apocalypse».
P.S: Источник - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%B3%D0%BE
avatar
NovemberRain
Admin

Сообщения : 98
Дата регистрации : 2015-07-15
Откуда : Україна

Посмотреть профиль http://mystical-materials.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Оборотень. Термин. История. Виды.

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения